Янукович поставил крест продаже зерновых квот

Законопроект о продаже квот на экспорт зерна был ветирован Виктором Януковичем - это расчистило дорогу введению пошлин на экспорт зерна. Фактически это является способом переложить заботу о финансировании АПК на зернотрейдеров, избавив от этой непосильной нагрузки дефицитный украинский госбюджет. Привлечь средства от частников правительство уже пыталось, заставив зернотерйдеров финансировать посевную под угрозой утраты права экспорта, однако эта идея не увенчалась успехом. Теперь же, похоже, найден компромиссный вариант.

В минувшую пятницу Виктор Янукович ветировал закон о введении продажи квот на экспорт зерна на аукционе. По мнению главы государства, закон "О внесении изменений в некоторые законы Украины по обеспечению государственной поддержки развития сельского хозяйства", предоставляющий правительству право продавать квоты на экспорт зерна на аукционе "не отвечает международным обязательствам Украины по многосторонним торговым соглашениям ВТО".

А вот введение пошлин на экспорт зерна являются гораздо более удачным вариантом регулирования зернового экспорта, считает президент. На прошлой неделе Виктор Янукович очередной раз выразил свое одобрение этому механизму и пообещал подписать соответствующий законопроект, когда он будет принят (в первом чтении документ был одобрен Радой 22 апреля). "Пошлина будет введена вместо квот. Это справедливый рыночный подход" – сказал Виктор Янукович в интервью американскому изданию the Wall Street Journal.

Напомним, что законопроект "О внесении изменений в налоговый кодекс и утверждение ставок вывозной (экспортной) пошлины на некоторые виды зерновых культур" предусматривает введение 9% пошлины на экспорт пшеницы, 14% - на экспорт ячменя и 12% - для кукурузы, и позволит отменить зерновые квоты.

Фактически, колебания между вариантами "квоты" или "пошлины" - это выбор меньшего из зол, однако для зернотрейдеров вариант пошлин более предпочтителен. Режим пошлин предусматривает (как минимум де-юре) равные условия для всех участников рынка, чего не мог обеспечит механизм квотирования. Если процедура распределения экспортных квот была неконтролируемой и непрогнозируемой участниками рынка (тому подтверждение – получение рекордных объемов квоты малоизвестной компаний "Хлеб Инвестбуд"), то механизм пошлин выглядит более прозрачно и преимущества получат игроки, предложившие наиболее привлекательную цену.

Теперь, когда участники рынка изначально знают размер дополнительных затрат, которые им придется понести при экспорте (помимо процентных ставок правительство предусмотрительно ввело и абсолютные - на тонне пшеницы экспортер обязан будет уплатить 17 евро, кукурузы – 20 евро, ячменя – 23 евро), они смогут заложить их изначально в закупочную цену. Другой вопрос, что партии, которые покупались в прошлом году, и цена которых не учитывала этот дополнительный экспортный налог, скорее всего, придется продавать "в ноль" или даже в убыток. Однако в новом сезоне, если правительство ограничит свое вмешательство в рынок лишь сбором денег от уплаты экспортных пошлин, то работа зернотрейдеров станет более прогнозируемой и стабильной.

А вот кому будущий сезон вряд ли сулит позитив – так это сельхозпроизводителю. Экспортные пошлины вынудят зернотрейдеров пропорционально снижать закупочные цены на зерно. "Изначально мы опасались, что пошлины могут пойти в минус аграрию, поскольку это означает снижение закупочных цен" - сказал директор департамента развития аграрного рынка Министерства аграрной политики и продовольствия Украины Анатолий Розгон – "Но законопроект был доработан и предусматривает, что деньги полученные от уплаты пошлин будут направлены как поддержка сельхозпроизводителю". По его словам, пока предполагается, что эта поддержка будет направляться в виде дотации на гектар посевов.

Опосредованно это объясняет, зачем вообще понадобилось вводить пошлины на экспорт зерна. Ведь если квотирование можно было объяснить необходимостью обеспечения продовольственной безопасности и сдерживания экспорта, то пошлины сами по себе ничего не ограничивают и не контролируют. Однако они дают дополнительный денежный ресурс, который государство сможет перенаправить на аграрный рынок, страдающий от дефицита средств. Таким образом будет выделена обещанная господдержка, и при этом без утрат для дефицитного украинского госбюджете. Привлечь средства от частников правительство уже пыталось, заставив зернотерйдеров финансировать посевную под угрозой утраты права экспорта, однако эта идея не увенчалась успехом. Теперь же, похоже, найден компромиссный вариант.

Обращает на себя внимание и тот факт, что законопроект №8321 не гарантирует, что наряду с пошлинами в Украине не будут введены другие виды ограничений, в первую очередь квотирование, так "хорошо" себя зарекомендовавшее на протяжении нескольких сезонов. На сегодня ни один законодательный акт в Украине не запрещает такого симбиоза ограничений. "Нет, законопроект о пошлинах не оговаривает исключение квотирования, но ведь эти вопросы регулируются совсем разными законодательными актами" - говорит Анатолий Розгон. Однако он выразил уверенность, что в будущем сезоне ситуация на зерновом рынке будет настолько благополучной и стабильной, что вопрос о квотировании не будет вподниматься вообще.

Источник: Дело